Программа концерта:
I отделение
Родион ЩЕДРИН (Россия – Германия)
|
Месса поминовения по надписи надгробия Н. В. Гоголя (памяти Майи Плисецкой) Хлебников-триптих 1. Мне мало надо 2. Спойте мне про девушек 3. Когда умирают кони Царская кравчая (на основе русской хоровой оперы Боярыня Морозова) Эпиграф графа Толстого к роману Анна Каренина Серенада Два последних хора 1. Графоманам Москвы, стихи А. Вознесенского 2. Хочу быть понят, стихи В. Маяковского Да святится имя Твое фрагмент из хоровой музыки Запечатленный ангел по Н. Лескову
|
II отделение
Эдуард ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР (Нижний Новгород)
|
Шесть новелл на стихи Евгения Евтушенко |
Борис ГЕЦЕЛЕВ (Нижний Новгород) |
Речитатив Ратничеле на стихи Э. Межелайтиса в переводе Ю. Левитанского Скороговорки, фантазия-лубок |
Камерный хор
«НИЖНИЙ НОВГОРОД»
Художественный руководитель и главный дирижер
Иван СТОЛЬНИКОВ
Камерный хор «Нижний Новгород» был создан в 1973 году по инициативе народного артиста России, дирижера, композитора, Почетного гражданина города Нижнего Новгорода Льва Константиновича Сивухина, руководившего коллективом вплоть до 2001 года. Вслед за ним руководство хором взял на себя его ученик, ныне Заслуженный артист России Борис Мокееев. С 2012 года Главным дирижером хора является лауреат Всероссийских и международных конкурсов, Лауреат Премии города Нижнего Новгорода Иван Стольников, главный хормейстер – Анна Тинибекова.
Репертуар коллектива многогранен и включает в себя произведения русской и зарубежной классики, антологию духовной музыки, народную песню, популярные жанры. Большой пласт в репертуаре хора занимают произведения современных композиторов. Несколько раз в год коллектив готовит музыкальные программы из сочинений современных хоровых авторов, в том числе нижегородских – Б. Гецелева, С. Стразова, С. Смирнова, Э. Фертельмейстера и других. Для хора «Нижний Новгород» были написаны произведения С. Терханова, в том числе Кантата «Минин», В. Ходоша «Я о тебе пишу», С. Екимова «Триптих на стихи В. Набокова», «Три сонета», Я. Дубравина Три романса для смешанного хора, Д. Батина «Молитвы», Э. Фертельмейстера «Шесть новелл» на стихи Е. Евтушенко.
Камерный хор «Нижний Новгород» является постоянным участником значимых культурных событий: Московского Пасхального фестиваля (художественный руководитель – Народный артист России Валерий Гергиев), Международного фестиваля «Поющий мир» (Санкт-Петербург), а так же фестиваля искусств Юрия Башмета.
Родион ЩЕДРИН родился в 1932 году в Москве. После окончания Московского хорового училища поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1955 году с отличием по двум специальностям: композиция – в классе профессора Ю.А. Шапорина, фортепиано – в классе профессора Я.В. Флиера. В 1959 году завершил обучение в аспирантуре под руководством Ю.А. Шапорина.
В 1965–1969 гг. преподавал в Московской консерватории, среди его учеников – композиторы Олег Галахов, Борис Гецелев, Георги Минчев. После ухода из консерватории вел активную творческую и музыкально-общественную деятельность. В 1973 году был избран председателем правления Союза композиторов РСФСР, этот пост он добровольно покинул в 1990 году, оставшись в статусе почетного председателя Союза композиторов России. С 1990-х годов проживает в Германии.
Родион Щедрин – народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, дважды лауреат Государственной премии РФ, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Почета, а также орденов «За заслуги перед Отечеством» (II, III, IV степени). Является обладателем многих музыкальных и театральных премий, среди которых премия «Овация» и «Золотая маска». Почетный член общества Ф. Листа (США), Берлинской академии искусств, Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.
«Чего бы ни касался Родион Щедрин – он Великий Мастер. Он может быть одет в джинсовку, в водительскую кожанку, в литой костюм, костюм для виндсерфинга – все равно под этой суетной экипировкой просвечивает облегающая сильный торс прозодежда Мастера – консерваторский фрак, отливающий черным металлом, – звонкие латы Рыцаря искусства. И как рыцарь он сурово одинок.
Композитор имеет дело с Духом в прямом виде, не через слово, не через краску, без посредников, напрямую – с космическим строем. И не в услаждении уха дело – в партитуре мировой гармонии. Музыка – это познание идеалистической основы нашего мира, материализованное в звуке.
Думаю, в этом историческая миссия его на нашей земле, в середине и в конце ХХ столетия, на которые попадает земная жизнь композитора.
Среди обнаглевшего нынешнего дилентатизма, когда о весе художника судят по политической лихости – правые ли? левые ли? – по бойкости тостов на влиятельном застолье, по мишуре звезд на лацкане или по яркости галстука – Родион Щедрин хранитель Ордена профессионализма. Вся его жизнь до секунды посвящена искусству. Магический кристалл должен быть кристаллом, а не аморфной размазней – иначе магия не свершится. Он чувствует геометрию креста, на котором распят творец».
(Андрей Вознесенский. Кристалл и крест композитора)
Основные сочинения: оперы Не только любовь, Мертвые души, Лолита, Очарованный странник, Боярыня Морозова, Левша, Рождественская сказка; балеты Конек-Горбунок, Кармен-сюита, Анна Каренина, Чайка, Дама с собачкой; три симфонии; концерты для оркестра Озорные частушки, Звоны, Старинная музыка российских провинциальных цирков, Хороводы, Четыре русских песни; концерты для солирующих инструментов с оркестром; для солистов, хора и оркестра Бюрократиада, Поэтория, Моление; для хора Русские деревни, Запечатленный ангел, Казнь Пугачева, Диптих на стихи А. Вознесенского, Месса поминовения; для фортепиано две сонаты, 24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Дневник, Простые страницы; камерно-инструментальные сочинения, а также музыка к спектаклям и кинофильмам.
Борис Гецелев (1940 – 2021) родился в Куйбышеве (ныне Самара). Окончил Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию по классу композиции профессора А. А. Нестерова в 1966 году, параллельно обучался в классе специального фортепиано профессора Б.С. Маранц. В 1972 г. окончил аспирантуру Московской консерватории (руководитель – Р. К. Щедрин). С 1965 по 2021 гг. работал в Нижегородской (Горьковской) консерватории им. М.И. Глинки, профессор, более тридцати лет возглавлял кафедру композиции и инструментовки и более двадцати лет – Нижегородскую региональную организацию Союза композиторов России.
Кавалер ордена Дружбы, заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат премии Союза композиторов России имени Д. Д. Шостаковича, премии города Нижнего Новгорода.
«Исходная творческая установка Б. Гецелева может быть определена как неоклассическая. Однако неоклассицизм им понимается предельно широко — как активный диалог с различными музыкально-историческими моделями. Территория этого диалога простирается от средневековой монодии до авангардных опытов ХХ века, от повседневно-демократических до академически-элитарных сфер. Неоклассицизм для композитора означает прежде всего глубокую осведомленность в разных языках музыки, историзм как осознание нелинейности художественного процесса — процесса, в котором истина не ангажирована какой-либо одной жанрово-стилевой парадигмой. Его диалог с Традицией многолик: от выражения глубоких идейно-художественных концепций в пяти симфониях, до игрового «каприччиозного» прочтения классических тем (Каприччио для симфонического оркестра «В ожидании Моцарта»).
Свойственные музыкальному мышлению Б. Гецелева высокий интеллектуализм, строгая взыскательность вкуса, тщательная продуманность замысла и избирательность языковых средств позволяют видеть в его искусстве продолжение и развитие наследия венских классиков, Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Лютославского и других мастеров. При этом характерной чертой композитора, проявившейся уже в ранних опусах, стало живое, острое ощущение атмосферы и духа современности. Широта кругозора, мастерство владения разнообразными приемами композиторской техники, свободная трактовка ладотональных структур, ритмическая, тембровая, фактурная изобретательность обусловили формирование яркого индивидуального стиля композитора — многоликого и одновременно узнаваемого».
(доктор культурологии, профессор Т.Б. Сиднева)
Основные сочинения: ТВ-опера Март-апрель; пять симфоний; концерты – для фортепиано с оркестром, два для виолончели с оркестром, для кларнета с оркестром, концерт-скерцо для струнного оркестра и брасс-квинтета; Фреска для симфонического оркестра; симфоническое каприччио В ожидании Моцарта; вокально-симфонический цикл Зеленая луна; кантаты – Про медведей, Летят по небу шарики на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова, Храни меня, мой талисман и Телега жизни на стихи А. С. Пушкина, Вредные советы и Новые заповеди на стихи Г. Остера; Соната для флейты и фортепиано; для органа – Барельефы, симфония для органа соло; Нижегородский кремль; Диалоги для маримбы и органа; Дипломатические переговоры в 3 раундах для клавесина и органа, Отражения для виолончели и органа; для фортепиано – Триптих, Фантазии на староанглийскую тему, Воспоминание о сарабанде, Ожившие кристаллы; хоровые и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и телефильмам.
Эдуард ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР родился в 1947 году в Горьком (Нижнем Новгороде). Окончил Горьковскую (Нижегородскую) консерваторию в классе хорового дирижирования профессора Е.Н. Гаркунова (1972), в 1981 году окончил консерваторию как композитор в классе профессора А.А. Нестерова. В годы учебы он руководит студенческими вокальными ансамблями; один из них – ансамбль «Спектр» – стал лауреатом двух Всесоюзных телефестивалей (1968 и 1970). С 1983 года ведет педагогическую деятельность в консерватории, профессор кафедры хорового дирижирования. С 1995 по 2017 гг. возглавлял консерваторию в качестве ректора, в настоящий момент – президент Нижегородской консерватории. Плодотворная творческая и общественная деятельность Э. Фертельмейстера отмечена орденом Дружбы, почетными званиями народный артист РФ и заслуженный деятель искусств РФ, а также он – действительный член Российской академии гуманитарных наук, заместитель председателя правления Нижегородской региональной организации Союза композиторов России, лауреат премии Нижнего Новгорода и Нижегородской театральной премии им. Собольщикова-Самарина, почетный гражданин Нижнего Новгорода.
«Годы обучения в капелле и консерватории определили склад дарования Э. Фертельмейстера. Вокальное, певческое начало – характерная примета стиля композитора, проявляющаяся во всех жанрах, даже инструментальных. В числе последних в этом отношении следует назвать Симфоническую сюиту для детей в семи частях, симфоническую сюиту Реб Тевье, созданную на материале музыки к спектаклю «Поминальная молитва» по рассказам Шолом-Алейхема, увертюру Welcome. Мелодическая выразительность и красота, гармоническая стройность, открытость широкому слушателю характеризуют эту музыку. Язык ее прост и понятен, порой традиционен, но всегда свеж и свободен от каких бы то ни было клише или штампов.
Своей яркой выразительностью обладает музыка Э. Фертельмейстера, написанная для театра: усиливая художественную значимость спектакля, она становится его неотъемлемой частью. Театральные работы композитора привлекают многих режиссеров, они отмечены различными дипломами и премиями. Спектакли эти, помимо Нижнего Новгорода, идут на сценах многих театров страны. Среди них мюзиклы Песнь о Данко, Черт попутал, Дикая собака Динго, опера-мюзикл Коко Шанель. Страницы жизни, а также мюзикл в водевильных тонах Красавец-мужчина».
(доктор искусствоведения, профессор В.Н. Сыров)
Основные сочинения: мюзиклы Песнь о Данко, Черт попутал, Дикая собака Динго, опера-мюзикл Коко Шанель. Страницы жизни, мюзикл в водевильных тонах Красавец-мужчина; Симфония, Симфоническая сюита для детей, Симфоническая сюита Реб Тевье, увертюра Welcome, В. Шекспир в иллюстрациях для симфонического оркестра; Песня о песне для хора и оркестра, вокально-хоровой цикл Свищет ветер на стихи С. Есенина; хоровые циклы на стихи Л. Мартынова, О. Мандельштама, Шесть новелл на стихи Е. Евтушенко; вокальные, камерно-инструментальные сочинения, музыка к спектаклям (более 90).
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.